Главная

Форум

Пер.Браконьеров - л. Аманауз - пер. Дорбун

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Отоспавшись, отъевшись, помывшись, побрившись, постиравшись, помузыцировав, в общем, немного отдохнувши, мы всей командой стали готовиться к двухчасовому переходу к слиянию рек Псыш и Аманауз.
Вялое солнце сменялось таким же вялым дождиком, и мы не торопились...
Народ разбрелся по окрестностям с фотоаппаратами и мешками для грибов.
Наконец, мы двинулись в путь и первый привал посвятили общению с пограничниками. Поскольку ГКХ нам окончательно зарубили раньше, то переговоры по изменению маршрута не отняли много времени.
Совершенно обалденные виды на верховья ущелья Псыш были у нас украдены низкими облаками.
Пришлось обратить свои взоры на на землю...
Оставив группу "Б" и весь лишний скарб на поляне в лесу у слияние Аманауза и Псыша, мы поспешили наверх - под ледник Аманауз.
Вековой елово-буковый лес сменился березовым редколесьем, тропа стала разветвляться, и я попался на ту же удочку, что и 10 лет назад - повел группу по начавшейся раньше старой, заброшенной из-за сваленного леса, и изрядно уже заросшей тропе, идущей под скалами. Очень красиво, но весьма напряжно, особенно для тащившей гитару Светы. Местами приходилось продираться по заросшей тропе на четырех, пока не вышли на хорошую новую тропу...
Несколько раз начинал моросить мелкий дождик, но потом прекращался. Уже перед сумерками мы выбрались на гребень, с которого открылся вид на перевал Аманауз, прикрытый низко нависшими черными тучами.
На гребне дул довольно сильный и холодный ветер, и мы потихоньку начали спускаться к песчаным ночевкам на Аманаузском озере, сначала по тропе, а потом в лоб вниз по траве. Группа сильно растянулась, и когда первые пришли к стоянкам, было уже почти темно, пришлось сразу же включить фонарики в мерцающем режиме, чтобы отстающие не блудили рядом с палатками.
Что приятно, так это то, что фырчания от идущих сзади не последовало, никто не поставил под сомнение, что вечерний переход был в пределах разумного, и при расположении на песочке наша большая дружная группа умудрилась разместиться предельно плотно и без борьбы за лучшее место.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Утро началось с классики - солнце, безоблачное небо и "Доброе утро, всем!" от Катера.
Полюбовавшись отражениями, мы пошли на ледник Аманауз, надеясь, по обстановке -подняться на перевал Аманауз, сбегать на перевал и вершину Азимба, или просто позаниматься на леднике.
Ледник Аманауз я проходил уже раз 5-6, во все стороны, и только самый первый раз пользовался веревкой.
Но сейчас все изменилось. Ледник сильно потаял. Обычный выход на ледник под скалами справа по ходу выглядел неприятно. Мы заранее одели системы и связались. Нужно было пройти крутой участок по голому леднику между трещинами метров 100, в меру круто, трещины несложно обходятся в связках на кошках преодолением маленьких стеночек -ступенек, не более 2-3 метров. Это должно было бы быть очень полезно и интересно.
Но сверху на льду лежало, нависая, несколько здоровенных камней, лежало совсем ненадежно, и одевать кошки нужно было почти прямо под ними. Куда они, даже не полетят, а поедут, было очевидно, и я выбрал место для одевания в стороне от пути их весьма вероятного съезда.
Каждая связка должна была одевать кошки по очереди, ибо места там было мало. Я вытащил веревку на первые пару ступенек, и ребята по ним пошли. Вторая связка подошла для одевания кошек.
Пока первая связка преодолевала ступени, вторая одевала кошки. Я излишне внимательно смотрел на идущих по веревке, за счет меньшего контроля ситуации над связкой, одевающей кошки. Ледяной выступ закрыл мне пятачок, над которым висел камень, и в который я категорически запретил заходить.
Ясное дело, кто-то туда забрался, а старший связки это прозевал.
Здоровенный камень, медленно и торжественно, поехал вниз...
Я истошно ору "Камень!!!", больше для порядка, чтобы не расслаблялись, в учебных целях, чем с перепугу, ведь я точно знаю, куда он приедет, а там никого быть не должно.
И тут из пятачка пулей вылетают два героя и через пару секунд туда въезжает каменюка. В стороны летят мелкие брызги, то ли льда, то ли камней. У Ольги от этого небольшая царапина. У нее и Ники мозги включаются раньше моих, и они уходят вниз.
Собственно, рабочая ситуация для маленькой спортивной группы - увидели куда может сыпануть, и расположились в стороне. Идем дальше.

Из временного состояния подмены понятий меня выводит излишне медленный подъем Маши, царапающей кошками по короткой, но крутой ледовой стенке - я вспоминаю, что мы хоть и дружная и шустрая, но пока никак не спортивная группа. И совсем не маленькая. И спускаться назад придется здесь же...
Как-то сразу до меня доходит, что я ошибся не тогда, когда просмотрел, что народ забрался под нависающий камень, а тогда, когда увидев весьма большую возможность камнепада, пусть и не совсем на нашем пути, повел туда группу начинающих. И упавший рядом камень - предупреждение свыше.
Переполненный досадой от такой глупой ошибки, командую, "Всем вниз!", и мы быстренько покидаем потенциально опасное место.
Смотрю на всю картину снизу.
Гораздо умнее было бы пререстраховаться и в длинной умной лекции объяснить группе, почему сейчас туда идти не надо. Даже если люди остались бы недовольны. Сейчас все довольны, все оценили то, что я отвернул...
А мне весьма некомфортно. Тот случай, когда мало быть умным (все же отвернул), инструктор должен быть мудрым (просто туда не идти)...
Только мы повернули назад, как из за горы выехала туча и пошел дождь. Небольшой, но надолго. Доходим до палаток и прячемся в них.
Иногда дождик прекращался и мы разбредались по окрестностям...
Вокруг много интересного - водопады, айсберги, отражения и любопытные туры.
Из озера вытекает река, обрывающаяся вниз симпатичным каньоном.
Всяк развлекается, как может...
Иногда кажется, что мы на краю мира и река обрывается в бездну...
Наш любимый завхоз - Андрюха Кириленко дает в палатке концерт и туда набивается больше десятка слушателей, при этом артист умыдряется не толко играть и петь, но еще и дрыгать ногами и пританцовывать!

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

Утро - солнце, синее небо и над горами льется песня, исполняемая дуетом Белка-Катер.
Несуетно выдвигаемся в направлении перевала Браконьеров.
По пути купаемся в озере и пугаем туров.
На перевале Браконьеров меня посещает идея не спускаться далеко вниз, а сделать траверс отрога, разделяющего перевалы Дорбун и Браконьеров.

По пути хорошо видно, как сильно потаял ледник Воронцова -Вельяминова, еще 8 лет назад весь спуск с одноименного перевала был снежным...
С южной стороны на отроге много зеленых полянок, поросших крокусами и черникой...
С северной стороны отрога открывается вид на маршрут на вершину Дорбун, по гребню 2Б, и перевал Дурицкого.
Чтобы не терять высоту, мы прошли еще вверх по гребню, обошли сбросы и спустились по коротенькой щели-кулуарчику, подстраховываясь веревкой, прямо перед перевалом Дорбун.
На перевале Дорбун - широченная, как футбольное поле, поляна, и хороший вид на гору Добрбун и зеленые лесистые хребты Архыза.
На спуске мы набрели на красивейшее озеро, по форме напоминающее сердце, и с островом посередине.
Накупавшись в озере, продолжили спуск, и сразу же попали на черникоопасные склоны.
Зеленые, ласковые горы вокруг наводили на мысли об идиллии, видимо для компенсации этого тропа стала пропадать, пока совсем не исчезла. Идти пришлось по густым высоким зарослям рододендрона, черники, малины, где по береги реки, а где и прямо по ней.
Наконец, мы выбрались на чудесную полянку, где за несколько дней до этого уже ночевала группа"Б", ходившая на перевал Аюлю, и единогласно решили на ней заночевать. Катер, Белка и завхоз дали концерт.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Не спеша идем вниз, наслаждаясь установившейся, наконец, погодой.
От поляны идем по хорошо пробитой тропе.
Местами открывается отличный вид на вершины Токмак и Псыш.
Внизу встречаемся с радушными пограничниками.
Катер с Олей быстренько танцуют победный танец, и мы идем за отдыхающей у слияния рек группой "Б".

Кавказ 2007
Пролог
Акклиматизационное кольцо, пер.Иркиз, Голубые озера, г.Кельбаши