Главная

Предлагаем

Парапланеризм

Водный туризм

Горный туризм

Зимний сезон в Славско, горные лыжи, сноуборд, полеты с Тростяна, прокат

Отчеты

О клубе

Контакт

Фотогалерея

Baraholka

Наши баннеры


Сплав по Южному Бугу (автор и фото А. Федак)

Рассказ о сплаве по Южному Бугу от Мигии до Южноукраинска ( от Мигейских порогов до порога Гарт) на катамаранах, совершенный Киевским клубом SKY-CLUB в июле 2005 года.

Описание тура можно посмотреть здесь

Летом, как известно, все живое тянется к воде. Только тянуться можно по разному. Можно лежать на пляже, попивая холодное пиво и получая убийственную дозу ультрафиолета, и лениво взирать на соседей, медленно, но верно поджаривающихся на солнце. А можно всего за два дня пережить приключений столько, что хватит надолго, еще и на рассказы друзьям останется. Об одном из способов активного летнего отдыха и будет этот рассказ.
Мы стартовали из Киева в пятницу в 19.00 после тяжелого трудового дня на четырех автомобилях. Два катамарана, как всегда, расположились на крыше моей ОМЕГИ.
Мы - это и завзятые SKY-CLUBовцы, и начинающие, нашедшие нас кто по знакомым, кто по сети. Набралось на два катамаранских экипажа - на пятиместный и десятиместный, включая двух беременных жен и пятилетнего Вовку. Третий экипаж, уже имевший опыт сплава и по Южному Бугу и по Черемошу, вооружившись альпинистской снарягой, отправился с Сашей Росляком прямехонько на Гарт, чтобы до нашего прибытия на финиш посвятить себя скалолазанию.

Три с половиной часа пути(330км) по гладкому асфальту одесской трассы, и мы в Мигие(22.30). Выезжаем машинами прямо на берег Буга, чуть выше больших Мигейских порогов, ставим палатки и заваливаемся спать под мерный рокот воды, изредка перекрываемый чьим-то мирным богатырским храпом, да воркованием симпатичной влюбленной парочки, расположившейся в соседней палатке…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Утро встречает нас туманом, и пока одни сладко спят, другие эстетствуют - кто-то поднимается на скальный хребтик, с которого, как на ладони виден порог Интеграл, и любуемся видами, а кто-то бегает босиком по росе и наблюдает, как обычная паутина превращается в волшебные сети…
Пока девочки на газу готовят завтрак, мальчики накачивают баллоны и собирают рамы катамаранов.
После завтрака оставляем автомобили во дворе ближайшей хаты, там же набираем питьевой воды.



Минут десять тренируемся управлять катамараном - добрая половина команды первый раз в жизни берет в руки весло. Если бы не рули, то шансов успешно пройти такие пороги, как Большие Мигейские, у нас было бы немного.

Воды в реке очень мало. А это значит, вопреки часто бытующему мнению, что все пороги очень усложнились. Катамаран не боится высокой воды, потому, что перевернуть его не просто, волны только окатывают его, не причиняя вреда. И все ошибки управления при этом прощаются, достаточно просто удерживаться посередине потока.
Напротив, при низкой воде, появляются камни, которые раньше были глубоко под водой, сужаются все проходы между камнями, и появляются пороги, о существовании которых при высокой воде даже не подозреваешь. А это требует ювелирного управления катамараном, и не прощает ошибок в выборе пути.

Новеньким большим катом, только что купленным для похода на Байкал, управляю сам, на руле меньшего - моя дочь Оля - настоящий четырнадцатилетний капитан. Вроде бы все получается. Как всегда нахально, без просмотра, лезу в порог. Команда Оли в тридцати метрах сзади. Жизнь осложняется тем, что в отличие от большинства неэстетов, по несколько дней катающихся по одному и тому же порогу налегке, мы - эстеты, и делаем красивый маршрут, а потому тащим с собой весь харч и все бивачное хозяйство. Катамараны при этом изрядно подгружены, глубоко сидят и хуже управляются.
Уже в пороге выясняется, что неэстеты (спортсмены) устроили здесь соревнования, опутали всю реку тросами, с которых до самой воды свисают длинные полосатые бревна толщиной с руку, призванные обозначать дистанцию. Сама идея просто замечательна - заденешь такую колоду, и на физиономии появится синяк, чем больше синяков - тем чаще задевал, посчитал синяки - и без судей ясно, кто выиграл…
И между этими оглоблями на малюсеньких вертких мыльницах-каяках виртуозно снуют будущие олимпийские надежды, выписывая в этом лесу створов и ворот немыслимые траектории…
И тут появляемся мы на наших кораблях, заваленных базарными полосатыми сумками, набитыми снедью, с малолетними детьми и беременными женщинами. Для полноты картины не хватало только стариков и больных…
Мало того, что низкая вода и полно камней, так еще пришлось петлять в лабиринте бревен, рискуя получить деревяшкой по бестолковке. И при этом мы даже умудрились не потопить ни одного каяка, только немного попугали…
В конце порога, как раз там, где течение выносит кат прямо на скалу, сказалась разница в скорости (или сыгранности), и Оля нас догнала. Мы все же сумели не столкнуться, и не дать каякерам повод заняться нашим спасением. А река обмелела настолько, что я едва протиснулся в единственную щель между камнями, которых две недели назад просто не было! Оля прошла не так чисто, и крепко зацепила баллоном за камень.

И здоровенный, атлетически сложенный Дима силой инерции вылетел с ката, плюхнулся в воду, и удивленно хлопая глазами, поплыл к берегу. Мы причалили на песчаном пляже и вдоволь нарезвились, катясь в пороге в спасжилетах и без оных, и прыгая в воду со скалы. Тут же можно было увидеть здоровенные котлы, образовавшиеся в береговых скалах в результате тысячелетней работы воды, из года в год вращавшей в них камни во время паводка…

Дальше идут пороги попроще, и я пересаживаю Олю на большой кат, на маленьком ребята спортивные - сами справятся. Южный Буг - на редкость теплая река, и мы время от времени сигаем в воду, благо кат - исключительно устойчивая посудина.
Назвать это спортивным походом можно только с очень большой натяжкой, уж очень все неспешно и ненапряжно. А река красивая - берега высокие, каньонообразные. В отличие от майского и июньского сплавов, сейчас, в июле, река обмелела, и порогов прибавилось, что приятно оживляет обстановку. Везде на скалах видны белые полосы - следы высокой воды.

На спокойных участках вода гладкая, как зеркало, с берегов доносится птичье щебетанье, а с соседнего ката влюбленный юноша с горящими глазами мастерски играет на каком-то экзотическом музыкальном инструменте таинственного происхождения, отдаленно напоминающем флейту и издающем дивные звуки. Все это создает какую-то мистическую гармонию, погружаешься в блаженное состояние, выходить из которого не хочется…

Для перемены обстановки пристаем к берегу и устраиваем конкурс на лучший прыжок с тарзанки. В самую жару останавливаемся на обед и прячемся от солнца под деревьями. С набитыми животами продолжаем путь, лениво шлепая веслами по воде, оживляясь только на порогах.

На сильно обмелевшем Мельничном пороге я сажаю большой кат на камень, и нам приходится спрыгивать в воду и делать проводку, после чего Оля едва успевает запрыгнуть обратно.

Чтобы гарантированно успеть на Гарт плывем дальше, и останавливаемся не доходя до водопада, падающего со скал левого берега в очень красивом месте, на скалистом обрыве высокого правого берега, поросшего дикими степными травами. Приходтся попотеть, затаскивая туда катамараны, зато прекрасные виды с лихвой оправдывают затраченные усилия.

Вечером мы собираемся у костра, воздаем должное обжорству, чаю и Бахусу, а сладкоголосая Анечка дополняет обстановочку пением под гитару.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Жаркое летнее солнце рано освещает нашу стоянку и быстро выгоняет нас из палаток. Довольно оперативно завтракаем и плывем дальше, чуть ли не половину времени проводя в воде рядом с катамаранами. Зачем напрягаться, если течение и так несет?

Удачно проходим череду Константиновских порогов напротив Южноукраинска и причаливаем на краю песчаного городского пляжа, оборудованного ганделиком, в котором мужикам достается пиво, а детям мороженое. Подозревая, что с пивом может получиться перебор, выманиваю народ из заведения, и мы плывем дальше.

Почти сразу за пляжем начинается длинная череда порогов, оканчивающихся внушительными пенными ступенями, называемыми Гарт. Отправляем по берегу уже заметно потерявшую талию Анечку и малолетнего Вовку.
Изначально была идея сделать все по-человечески, то есть причалить к острову перед Гартом, выгрузить все шмотки, выставить напротив пенной бочки народ со страховками, и только потом лезть в порог. Но множество факторов спровоцировали меня ломиться сходу. А именно: пиво, низкая вода (слабая бочка), успехи экипажей, плывущий впереди кат, и наличие у порога кучи людей со страховками(в таких случаях принято помогать друг другу). В общем, бес попутал…

Только я оказался в позиции невозврата, как почувствовал резкий удар - ударом о камень срезало руль. А маневрировать на груженом 6.5 метровом корабле без руля прямо скажем, не очень. В итоге мы неидеально приходим к главному сливу, пропускаем гребок перед ним, теряем скорость, двух членов экипажа, и на мгновение застреваем в бочке. Тут же с берега в нас летят спасконцы, которые мы отвергаем. На таких баллонах в низкую воду бояться нам нечего, надо народ отлавливать. Пара мощных гребков, и мы выскакиваем из бочки и пытаемся поймать ребят и весла. Успешно собираем потери в конце порога и причаливаем к берегу, хватаясь за камыши.

Пока я достаю фот, второй кат входит в порог. Метров за двадцать перед главным сливом ребята, потеряв скорость, боком входят в высокую стоячую волну, и их кат переворачивается вверх дном, а народ разлетается кто куда. Опять летит страховка, но народ успешно пролетает через бочку, и мы отлавливаем всех внизу, собираем весла, берем на буксир перевернутый кат, и плывем на поляну на левом берегу, ниже острова, где делимся впечатлениями, готовим чай, и настраиваемся на новые подвиги. Выясняется, что после пивной церемонии, мобилки и фотоаппараты, тщательно упаковываемые два дня, перед Гартом некоторые легкомысленно переместили на пузо…
Пока мы чаевничаем и сушимся, появляется серьезно настроенный третий экипаж, которому уже приелись скальные подвиги, и теперь их тянет на водные. Переправляемся на остров, ходить по которому нужно осторожно, обо он кишит змеями непонятной породы, и тащим пустой маленький кат к началу порога. А солнце прячется, и небо уже потихоньку заволакивает тучами…


Организовываем страховку и, меняя экипажи, семь раз проходим Гарт, и каждый раз легко и изящно!

Уставшие и довольные возвращаемся на поляну, допиваем чай и, побросавши на катамараны вещи, плывем еще с километр, к строящейся плотине Ташлыкской ГАЭС, грозящей включиться в 2006 году, затопить Гарт и всю долину, вместе с заповедной степью, скалами и всем зверьем. Экологи еще борются за отмену этого сомнительного проекта, но шансов на успех немного…
Часть народа едет в Мигию и пригоняет наши машины, а мы тем временем разбираем и упаковываем каты.

Нам не хватает каких-то 10 минут, и финальная часть сборов проходит под проливным дождем, несмотря на что мы мужественно заталкиваем в машину здоровенный мешок с мусором, избавляемся от которого только в Первомайске.
И до чего же приятно 4 часа ехать в большой, сухой и теплой машине по хорошей дороге, вспоминая приключения и обсуждая планы на будущее!

ПРИГЛАШЕНИЕ
SKY-CLUB регулярно проводит сплавы и рафтинги по рекам Украины и не только, от коротких двухдневных вылазок до серьезных многодневных походов, принять участие в которых приглашаются все желающие. Для этого вовсе не требуется быть супергероем, достаточно иметь желание и быть легким на подъем.
 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU